13 марта 2017

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц»:

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц».

Документ разработан в целях реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь».

Проектом Указа предлагается установить проверяемый период налогового законодательства в пределах пяти календарных лет предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки и за истекший период текущего календарного года, за исключением периода, за который плательщиком внесены изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка, а также за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается сумма налоговых вычетов по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость.

Кроме того, проектом Указа предлагается, что по тем субъектам, у которых не имеется в течение трех лет подряд движения денежных средств по счетам в банках, в соответствии с Декретом № 1 и иными законодательными актами, регулирующими порядок ликвидации (прекращения деятельности) отдельных субъектов хозяйствования, документы, необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) налоговый орган будет выдавать на основании имеющейся у него информации о деятельности таких субъектов без проведения проверок.

Проектом Указа предлагается увеличить срок проведения проверок, по вопросу соответствия налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определяемой с учетом рыночных цен до 3 месяцев по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя.

Проектом Указа предусматриваются особенности определения сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом. Налоговым периодом по таким налогам является календарный год. Соответственно, сумма налога должна определяться в целом за календарный год с учетом сумм налога, уплаченного по отчетным периодам этого года независимо от истечения трехлетнего срока со дня уплаты. То есть, если по результатам проверки плательщику за 1 квартал календарного года доначислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а за 3 квартал сумма налога уменьшена на эту же сумму, то за налоговый период сумма налога к уплате отсутствует. Такой подход должен применяться и при определении сумм налогов, исчисляемых нарастающим итогом, со дня уплаты которых истекли три года, как по результатам проверок, так и в случае самостоятельного обнаружения плательщиком ошибок в исчислении налогов за прошлые налоговые периоды и представления налоговых деклараций с внесенными изменениями и дополнениями.

Указанный механизм предусматривает соблюдение интересов плательщика и будет учитывать все суммы налога, уплаченного в бюджет за налоговый период.

Проектом Указа предлагается исключение возможности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по части 4 статьи 12.17 КоАП в случае применения к таким субъектам порядка налогообложения, предусмотренного нормами Указа № 488, что не будет усугублять их финансовое положение и позволит плательщикам осуществлять хозяйственную деятельность, а не проводить процедуру ликвидации (банкротства) в связи с невозможностью погасить имеющуюся задолженность.

Замечания и предложения по проекту Указа просим направлять в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь до 03.03.2017 (включительно) на электронный адрес: mns-press@nalog.gov.by с пометкой «Обсуждение проекта Указа».