4 апреля 2017

Особенностью круглого стола стало участие в нем Кристиана ХАКЕТАЛЯ (Сhristian Hackethal), адвоката и налогового консультанта компании Rödl&Partner. Профессиональный опыт гостя из Германии помог сравнить особенности национальной и зарубежной практики внедрения института налоговых консультантов.

Если коротко и по существу, налоговые консультанты — это квалифицированные посредники между налоговыми органами и налогоплательщиками. Их услуги помогут своевременно и в полном объеме выполнять налоговые обязательства. Но это если общими словами. В зависимости от потребностей бизнеса услуги налогового консультанта варьируются от разъяснения налогового законодательства, оптимизации уплаты налогов в текущей и инвестиционной деятельности до комплексного налогового обслуживания.

Для своих клиентов (субъектов малого и среднего бизнеса) налоговые консультанты обычно ведут бухучет, составляют финансовую и налоговую отчетность, и это, как правило, экономически более выгодно, чем содержать штатного бухгалтера или специалиста по расчету налогов. Кроме того, опираясь на экономические показатели предприятия, налоговые консультанты могут поддержать клиента в решении повседневных проблем в управлении предприятием. К компетенции налоговых консультантов относятся также вопросы, связанные с экономическим анализом, калькуляцией расходов, подготовкой проектно-сметной документации, ценообразованием, краткосрочным и стратегическим планированием, подготовкой документов для подачи заявки на получение банковских кредитов или не налоговых государственных дотаций и т.д. И конечно, такие специалисты осуществляют налоговое планирование, направленное на минимизацию фискальной нагрузки, или ее оптимизацию в контексте других хозяйственных целей.

Свои «бонусы» получит и государство. Говоря о них, один из участников круглого стола, Михаил МАХТАДУЙ, начальник управления организации проверок и контроля сети Интернет главного управления организации контрольной деятельности МНС, отметил: по роду деятельности налоговые консультанты косвенно проводят «внешний контроль» качества работы налоговых органов. Выявление недоработок в нормативно-правовой базе по налогообложению влечет их исправление, а в дальнейшем — повышение качества работы законодателя. Таким образом, взаимодействие налоговых органов и плательщиков перейдет в профессиональную плоскость.

Регулировать работу налоговых консультантов будет специальная Палата, а до ее появления роль регулятора на рынке нового вида консалтинга отводится налоговой службе. Специальный реестр таких специалистов на официальном сайте МНС легализует услуги и закрепит право осуществлять налоговое консультирование исключительно за сертифицированными специалистами. То есть за теми, кто подтвердит квалификацию на экзамене.

Важным атрибутом нового института станет личная ответственность налоговых консультантов за ошибки, допущенные в ходе выполнения обязанностей, и причиненные клиенту убытки. При этом наличие действующего договора страхования риска гражданской ответственности явится одним из требований для осуществления деятельности налоговыми консультантами. В проекте Указа под убытками понимаются пени, начисленные в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса субъекту, заключившему договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, и (или) сумма примененных административных взысканий в виде штрафа.

В отличие от аудитора, который подчиняется стандартам и правилам аудиторской деятельности и констатирует «причины болезни и ее последствия», как заметил Михаил Махтадуй , налоговый консультант моделирует сценарии развития бизнес-процессов и проводит вариантные расчеты для оптимизации налогообложения.

Со своей стороны г-н Хакеталь согласился: вопрос о разграничении компетенций и в Германии часто становился предметом рассмотрения и внесения изменений в законодательство. На сегодняшний день в этой европейской стране на законодательном уровне большие полномочия отданы налоговому консультанту. Полномочия же бухгалтера ограничены преимущественно ведением бухгалтерских книг. Да, налоговые консультанты могли бы оказывать и бухгалтерские услуги, однако бухгалтеры не утратили своей значимости в деле ведения бухучета. Более того, их работа, — категорически заявил немецкий эксперт, — является основой, без которой в дальнейшем налоговым консультантам трудно оказывать качественные услуги.

Один из важных вопросов, рассмотренный на круглом столе касался баланса интересов государства и налогоплательщика, который необходимо соблюдать налоговому консультанту. На чьей стороне все-таки «играет» налоговый консультант? По мнению немецкого эксперта, своего рода конфликт интересов, и правда, присутствует. К примеру, при оказании услуг по так называемой налоговой оптимизации. Понятия налоговой оптимизации немецкое право не содержит, однако в законодательстве страны закреплено недвусмысленное положение об обязанности налогового консультанта сделать все возможное для максимального снижения налоговой нагрузки на клиента.

В разговор за круглым столом в какой-то момент включились и представители госсектора: их волновали вопросы стоимости услуг налоговых консультантов и организации процедуры выбора такого специалиста. Во всех аналогичных случаях в Беларуси проводится тендер. А как быть с услугами по налоговому консультированию?

Кристиан Хакеталь констатировал: выбор налогового консультанта в Германии свободный. Тендер про- вести можно, однако именно в отношении услуг налогового консультанта это случается достаточно редко, поскольку большую роль для заключения таких договора играет наличие доверия к консультанту.

Что касается цены или такого вопроса, как недопущение демпинга… В Германии для этих случаев принят отдельный нормативный документ — об оплате услуг налоговых консультантов. Законодатель определил некий коридор тарифов, однако в случае заключения договоров, предполагающих, скажем, оказание услуг по налоговому планированию, все равно принято отталкиваться от ставки почасовой оплаты. Ведь сказать заранее точно, какое время займет работа специалиста, никто не может… В Беларуси подходы к решению таких вопросов еще предстоит найти.

Как видно, мы делаем только начальные шаги на пути внедрения налогового консультирования. И первым налоговым консультантам, и первым их клиентам предстоит стать своего рода пионерами налогового консультирования. Разумеется, будут и свои трудности: дело-то новое. Но, если посмотреть на опыт раз- витых стран мира, активно использующих сегодня преимущества налогового консалтинга, становится понятно: ни одно из государств, внедривших у себя такую модель налогового обслуживания, в дальнейшем не отказалось от нее.

ВЯЧЕСЛАВ МИЛЬЯНЕНКО