29 апреля 2017

Беларусь способна стать одним из мировых центров разработки программного обеспечения. Или, если короче, ИТ-страной. Именно такой вывод напрашивается по итогам состоявшегося в начале года визита Главы государства в ведущие айтишные компании.

Уверен, данное утверждение соберет немало скептиков, однако цифры и факты говорят за себя сами. Отечественная ИТ-индустрия успешно конкурирует на развитых рынках: на страны Западной Европы, США и Канады приходится порядка 90 % белорусского экспорта ИТ-решений, а отечественные компании прочно закрепились среди лучших мировых поставщиков ИТ-услуг. В этой сфере формируется все большая валютная выручка, постоянно возрастает роль экспорта компьютерных услуг для внешнеторгового баланса нашей республики. Если в 2005 г. такой экспорт в стоимостном выражении составлял менее 50 млн. долл. США, то в 2015-м перевалил за 800 млн. «зеленых» и продолжает расти. Благодаря айтишникам (впрочем, также международным автоперевозчикам и некоторым другим активным добытчикам валюты) сальдо внешней торговли услугами вот уже который год имеет устойчивые положительные значения.

И по уверениям экспертов, достигнутые показатели — не предел. Впечатляющая динамика обусловлена в немалой степени предоставленными на государственном уровне льготами и привилегиями. Вот и в этот раз Александр Лукашенко подтвердил готовность содействовать развитию сферы высоких технологий. Однако со стороны Президента прозвучали и некоторые требования.

Как было особо подчеркнуто, важными условиями поддержки перспективной отрасли являются «прозрачность и законность процессов с точки зрения ведения бизнеса, вопросов налогообложения». Собственно, это и есть главный предмет нашего разговора — законодательное регулирование налогообложения ИТ-услуг. Белорусская Ассоциация налогоплательщиков направила в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмо, содержащее детальный анализ ситуации на рынке услуг и предложения в части модернизации налогообложения. Их реализация, уверены в Ассоциации, могла бы не только содействовать развитию сферы, но также повысить прозрачность работы в ней, увеличить приток валютной выручки и, наконец, упростить работу ИТ-компаний.

Главный акцент делается на необходимости комплексного подхода к совершенствованию условий оказания ИТ-услуг. Вопросы налогообложения завязаны в один узел с регулированием бухгалтерского учета, внешнеэкономической деятельности и т.д. Такая работа, учитывая ее сложность и масштаб, рассчитана не на один год, но, похоже, и в Ассоциации налогоплательщиков, и в МНС готовы пройти этот путь. Да другого пути, собственно, просто нет, ведь ИТ-технологии — это не только сфера, зарабатывающая реальные деньги, но на сегодняшний день уже неотъемлемая составляющая инновационного развития экономики, все глубже проникающая в процессы и отношения, работу абсолютного любого предприятия и жизнь каждого из нас.

Комментируя ситуацию, Любовь МИРОНЮК, председатель Ассоциации налогоплательщиков, обращает внимание на то, что практикуемые в Беларуси подходы к налогообложению и осуществлению внешнеэкономических сделок, национальные особенности бухучета заметно отстают от динамично изменяющихся международных правил заключения сделок в информационной индустрии. Расхождения приводят к тому, что даже ИТ-компании, являющиеся добросовестными налогоплательщиками, не могут выполнить свои обязательства, подвергают себя риску штрафных санкций.

За примерами далеко ходить не будем. Кого удивишь сегодня покупками приложений в социальных сетях и на бесчисленных интернет-площадках? Виртуальные платформы Facebook, Google Play, Apple, AppStore… Все они, как легко догадаться, являются своего рода посредниками для десятков и сотен ИТ-компаний, в том числе и белорусских, которые предлагают обычным пользователям и корпоративным покупателям по всему миру свои разработки. Тут-то все и начинается. С появлением посредников у белорусского субъекта — поставщика услуг возникают не только экспортные, но и импортные операции (он же приобретает услуги платформы!). Особенности удержания и перечисления налога на доходы иностранных организаций, не действующих в Беларуси через постоянное представительство (далее — налог на доходы иностранных организаций), предусматривают при этом необходимость истребования у зарубежных партнеров справки об их резидентстве. Но получить от Google, Apple и иных нерезидентов такие документы, как говорят бывалые, проблематично. А возможности использовать для этих целей ссылки на открытые реестры публичных компаний (биржевые сводки и т.д.) наше законодательство пока не предусматривает.

Собственно, белорусская ИТ-компания не может выступить даже в роли своеобразного налогового агента и удержать стандартные 15 % из суммы вознаграждения посреднику. Дело в том, что платформы удерживают свое вознаграждение из сумм, положенных разработчику, еще до того, как деньги поступят на счет разработчика. Как следствие, разработчик просто не видит денежных средств, которые по сути являются налоговой базой налога на доходы иностранных организаций. Ситуацию и вовсе превращают в замкнутый круг требования отечественного законодательства, запрещающие разработчику перечислять налог за счет собственных средств. Окажись выявленным такой факт — белорусской компании грозит штраф по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Но ведь сегодня именно таким способом, рискуя быть привлеченными к административной ответственности, подавляющее большинство наших плательщиков — и юридические лица, и ИП — уплачивают налог, не имея иной возможности исполнить свои обязательства перед бюджетом…

В Ассоциации налогоплательщиков выход из ситуации видят в том, чтобы модернизировать порядок взимания и администрирования налога на доходы иностранных организаций. Предлагается, в частности, помимо устранения уже описанных выше пробелов в законодательстве, предусмотреть возможность учитывать правовую природу публичных договоров, заключаемых отечественными айтишниками с иностранными компаниями, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь, и международных правил торговли услугами. Согласно им вознаграждение посредника удерживается до направления суммы вознаграждения на счета компании-разработчика. Также, отмечают в Ассоциации, следовало бы расширить список стран, при работе с резидентами которых можно использовать копии или электронные справки о налоговом резидентстве иностранных компаний.

Своей доработки ожидают и нормы, касающиеся администрирования и взимания налога при упрощенной системе налогообложения и налога на прибыль. Здесь требуется сформировать работающий механизм определения налоговой базы этих налогов и исключения из нее сумм налогов, сборов и других обязательных отчислений, уплаченных в иностранных государствах. Что значит работающий? Это значит, такой механизм должен учитывать определенные особенности не только белорусского налогового законодательства, но и законодательства иностранных государств. Скажем, когда речь идет об определении налоговой базы налога при УСН, норма о валовой выручке сформулирована узко, что позволяет не включать в выручку от реализации только суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом «за бортом» нормы остаются все иные налоги в разных государствах мира, по природе своей являющиеся косвенными и взимаемые через цену товара (работы, услуги). Так, законодательство США предусматривает уплату налога с продаж (US Sales Tax), а законодательство Японии — налога на потребление (Japanese Consumption Tax). Но статья 288 Налогового кодекса Республики Беларусь их пока «не видит».

К слову, с налогом на прибыль ситуация иная. Порядок формирования внереализационных расходов, на величину которых фактически уменьшается налоговая база, не препятствует включению в их состав любых налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств. Впрочем, как бы то ни было, для того чтобы учесть соответствующим образом суммы налогов, уплаченных за рубежом при работе через виртуальные площадки, необходимо подтвердить их уплату. Виртуальные площадки для этого могут предоставить копию инвойса, а также данные аккаунта, демонстрирующие развернутые данные по удержанным налогам (включая суммы налогов, ставки налогов, а также данные лиц — резидентов соответствующих государств, купивших программу и в отношении покупок которых по законодательству иностранного государства удержан налог). Но в Беларуси согласно действующему законодательству в качестве документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов в иностранных государствах, инвойсы виртуальных площадок не принимаются ни применительно к налогу на прибыль, ни применительно к налогу при УСН. И эти проблемные моменты также необходимо устранять.

Особенности работы с виртуальными платформами многое в обывательском понимании норм налогового законодательства и правил ведения бухучета ставят с ног на голову. Здесь фактически нет возможности получить первичные учетные документы, соответствующие требованиям нашего законодательства. Виртуальные платформы, если разобраться, используют в работе публичные договоры, оплата происходит по односторонним инвойсам… — никто не подстраивается под потребности конкретной юрисдикции. И, значит, у белорусского плательщика возникают вполне очевидные трудности при определении даты реализации для правильного исчисления налогов.

Похожая ситуация — с требованием нашего законодательства о завершении экспортной операции не позднее 90 дней с даты подписания акта или иного документа, подтверждающего исполнение обязательства перед нерезидентом. Но как закрыть внешнеэкономическую операцию без соответствующего акта или иного документа, как бы он ни назывался на другом краю земли?! Что считать датой оказания услуг при заключении с виртуальной площадкой лицензионного договора, в соответствии с которым экспортер будет получать роялти в течение всего периода работы с площадкой (а это могут быть годы)?..

И таких вопросов, ответы на которые еще предстоит найти, много. К их решению — настаивают в Ассоциации налогоплательщиков — подступаться необходимо уже сегодня, прямо сейчас. В том же обращении Ассоциации в МНС сформулированы вполне логичные предложения — по каждой из перечисленных в письме проблем. Впрочем, это тот случай, когда хороший результат может дать так называемый коллективный разум, свободный обмен мнениями среди профессионалов. Ассоциация налогоплательщиков в связи с этим обещает привлечь к дискуссии широкий круг специалистов, представляющих малый и средний ИТ-бизнес, готовых делиться опытом и участвовать в разработке необходимых законопроектов. Разумеется, при этом не обойтись без экспертов со стороны органов госуправления. Эту часть работы возьмет на себя МНС, в котором в настоящее время создается специальная рабочая группа. Она-то и займется детальным анализом проблем и поиском путей их решения.

В самой необходимости таких решений сомневаться не приходится. Без создания полноценного правового поля, без учета актуальных международных правил реализации ИТ-услуг на мировых рынках Республике Беларусь будет непросто реализовать концепцию, заложенную в основу стратегии социально-экономического развития до 2020 г. И стать ИТ-страной без апгрейда в налогообложении тоже вряд ли получится.

Вячеслав СКИМН
НАЛОГИ БЕЛАРУСИ №16(448)/29 апреля/2017
info-center.by